- ШНАЙДЕР
- (Schneider) Курт (1887-1967) — немецкий психиатр и патопсихолог. Вместе с К. Ясперсом считается основным представителем феноменологического направления в психиатрии. Образование получил в ун-тах Тюбингена и Берлина (д-р медицины, 1912), Кельна (д-р философии, 1921). После защиты в 1919 г. дис. для замещения должности доцента работал у Г. Ашаффенбурга в Кельнском ун-те. С 1931 — экстраординарный профессор и директор Лечебного ин-та Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. С 1934 г. — профессор гистологии и невропатологии ун-та. Затем — ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической клиники в ун-те Гейдельберга (1946—1955). В 1951 — 1952 гг. был ректором этого ун-та. В своей работе Die psychopathischen Personlichkeiten (Leipzig, Wien, 1922) дал практический признак психопатии как особенности личности, от которой страдает либо сам пациент, либо его окружение. Вывел учение о патологическом развитии личности на новый уровень: предложил общую эмпирическую номенклатуру психопатий, которые рассматривал прежде всего как эндогенно обусловленные. На основе наиболее ярко проявляющихся черт выделил: гипертимных, депрессивных, неуверенных в себе, фанатичных, тщеславных, лабильных, взрывных, равнодушных, безвольных и астеничных психопатов. Сделал попытку определить шизофрению как патологическое изменение личности и мировоззрения, а не как нозологическую единицу. При этом описал ряд характерных симптомов шизофрении: убеждение больного в том,что его мысли произносятся вслух; слуховые галлюцинации, комментирующие его поведение; соматические галлюцинации; бред и ощущение, что действия контролируются другими (Die Psychologie der Schizophrenen und ihre Bedeutung fbr die Klinik der Schizophrenic, Lpz., 1930). Трактовал религиозность как психическое отклонение (Zur Einfuhrung in die Religionspsychopathologie , Tubingen, 1928). Кроме этого автор трудов: Klinische Psychopatologie , В., 1931; Psychischer Befund und psychiatrische Diagnose, 1939. И.М. Кондаков
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.